ГЛУПОСТЬ И МАСШТАБ ФИЛЬМА-КАТАСТРОФЫ «ПАДЕНИЕ ЛУНЫ» | ОБЗОР

ГЛУПОСТЬ И МАСШТАБ ФИЛЬМА-КАТАСТРОФЫ «ПАДЕНИЕ ЛУНЫ» | ОБЗОР

3 февраля на российские экраны выходит новая картина Роланда Эммериха «Падение Луны». Что именно от неё ждать, можно сразу понять, если взглянуть на фильмографию этого режиссёра. В 1996 году он вышел на новый уровень популярности, сняв «День независимости», в котором на Землю нападают инопланетяне и устраивают массовые разрушения. Двумя годами позже Эммерих перезапустил «Годзиллу», отправив гигантского ящера громить Нью‑Йорк. Затем была картина «Послезавтра», в которой вся Земля замёрзла. А потом «2012», где планету затопило.

В общем, этот режиссёр отлично умеет показывать катаклизмы и масштабные разрушения. Мало того, во всех перечисленных фильмах один из главных героев — учёный, а фоном обязательно раскрывается семейная тема. Все эти элементы есть и в «Падении Луны», поэтому картину проще всего описать одной фразой: это точно такой же фильм‑катастрофа Роланда Эммериха, как и все предыдущие.

И тут уже каждый сам решит, достоинство это или недостаток. Ведь, с одной стороны, режиссёр снова показывает максимально масштабные спецэффекты и глобальные разрушения. С другой, сюжетные повороты в картине прописаны совершенно неестественно, а диалоги — ещё хуже.

У вас появится ощущение, что вы уже видели этот фильм

В 2011 году экипаж NASA, ремонтировавший спутник, столкнулся со странной инопланетной сущностью. Один астронавт погиб, после чего руководство попыталось скрыть истинные причины аварии. Командира Брайана Харпера (Патрик Уилсон) отстранили от работы из‑за того, что он пытался раскрыть правду, а Джо Фулер (Холли Берри) согласилась с официальной версией и стала продвигаться по службе.

Спустя 10 лет Кей Си Хаусмен (Джон Брэдли), сторонник теории, что Луна — это мегаструктура (то есть искусственно созданный полый объект), обнаруживает изменения в орбите спутника. Через некоторое время и NASA замечает аномалию. Становится понятно, что под влиянием той самой инопланетной силы Луна падает на Землю, вызывая всевозможные катаклизмы. Спасти планету должны Харпер, Фулер и Хаусмен. Они спешно готовятся к миссии, а тем временем их родные пытаются добраться до убежища.

Если вы никогда не играли в «Бинго» по сценарным клише, то «Падение Луны» — идеальный вариант, чтобы приобщиться к этому развлечению. Просто запишите в клетки всё самое банальное, что приходит в голову при размышлениях о героической фантастике, и зачёркивайте, когда это появится в картине. Хотя есть одна проблема: линию вы заполните уже на первой трети сюжета.

Даже распределение ролей Эммерих делает максимально стандартным. Патрик Уилсон играет лучшего астронавта, который из‑за своего упрямства и честности потерял работу, развёлся и опустился до долгов за квартиру. Но, конечно же, в трудный момент только он может спасти мир. Холли Берри представляет сильную и рациональную женщину, которая борется за своего сына, а заодно и за всю планету. А Брэдли (если кто не помнит, он играл Сэмвела Тарли в «Игре престолов») — типичный комический герой, необходимый для разрядки смехом. Ну и для того, чтобы простому зрителю было с кем себя ассоциировать.

Каждый сюжетный поворот развивается самым предсказуемым, но одновременно нелепым образом. И в этом утверждении нет противоречия. Просто, с одной стороны, герои встретятся друг с другом. Именно они окажутся самыми компетентными и подготовленными, найдут в музее старый космический корабль и придумают нестандартное решение проблемы.

С другой, подводки к этим событиям будто просто писали на бумажках, бросали в мешок и вытаскивали наугад. Для примера: Хаусмен решает, что ему нужно обратиться к Харперу после того, как его кот мочится мимо лотка на газету с портретом астронавта. А идею использовать старый корабль подсказывает Фулер её сын, играющий с моделькой.

Кадр из фильма «Падение Луны»

Мало того, в любых моментах, когда требуется разъяснение, в кадре из ниоткуда появляются неизвестные персонажи, что‑то рассказывают и исчезают навсегда. Даже если они хранили эту тайну годами, а с героями увиделись впервые. А те просто пришли с чужим пропуском в секретный архив.

От диалогов и некоторых линий станет немного стыдно

При просмотре возникает ощущение, что реплики персонажей писала нейросеть. И здесь даже не получится свалить вину на перевод и дубляж — они явно бессмысленны изначально. Так, готовясь к полёту, Харпер разъясняет команде их функции словами «Штурман сделает так, чтобы мы попали на Луну, а инженер проведёт расчёты». Сразу хочется вспомнить песню про бухгалтера, который «работает там, где работают бухгалтеры».

Кадр из фильма «Падение Луны»

Конечно, не обойдётся без пафосных фраз в стиле «Песок в часах сыпется слишком быстро для всех» и «Я служу Америке». Кстати, в мире этого фильма США, похоже, единственная развитая страна. В новостях изредка мелькает, что Азию затопило, а про Европу, Россию и прочие мелочи даже не вспоминают. И спасти Землю может только NASA.

Но ещё пафоснее звучат разговоры о важности семьи. И здесь картина может посоперничать чуть ли не с «Форсажами». На протяжении всего фильма герои будут повторять, что действуют ради детей и родных. Те, кстати, в это время попытаются спастись от катаклизмов на Земле. И буквально с самой завязки этой части можно предсказать всё, что случится с персонажами, даже понять, кто погибнет. Хотя странным образом выживет девушка, которая в сюжете вообще не нужна. Это, пожалуй, единственный сюрприз.

Кадр из фильма «Падение Луны»

Может показаться, что «Падение Луны» и вовсе смотреть не стоит. Но ведь все понимают, зачем идут в кино на такие фильмы.

Эффекты заставят вспомнить лучшие фильмы‑катастрофы

Очень иронично, что накануне релиза фильма режиссёр обвинилкинокомиксы в том, что «никто больше не делает ничего оригинального». Ведь именно его фильмы‑катастрофы сюжетно практически не изменились с середины девяностых. Хотя благодаря этому все зрители знают, чего именно ждать от работ Эммериха: размаха постановки и разрушений.

Кадр из фильма «Падение Луны»

Нужно лишь перетерпеть первую треть картины, в которой будут только готовить завязку сюжета, и дождаться сцены, где по улицам потащат старый космический шаттл. И тогда можно окунуться в мир классических катастроф и фантастики, настолько же глупых, насколько масштабных.

Кстати, теперь режиссёр заранее отказывается от любой реалистичной логики, вводя в сюжет инопланетные силы. Один из персонажей прямо скажет, что правила больше не работают. Поэтому автор позволяет себе как угодно играть даже с законами физики.

Не обойдётся и без огромных волн, накрывающих целые города. Подобные сцены, кстати, были и в «Послезавтра», и в «2012», только теперь вода из‑за перемен в гравитации ещё и взлетает. И прямо из этого потопа стартует космический корабль. Даже звучит красиво, а выглядит ещё лучше.

Кадр из фильма «Падение Луны»

А в дополнение к ним пойдёт бомбардировка планеты осколками Луны, землетрясения и прочие ужасы. Строго говоря, только необходимость развлечь зрителя этими эффектами и оправдывает существование линии про детей главных героев. Ну и заодно Эммерих рекламирует известные бренды, что выглядит весьма навязчиво, а иногда просто смешно.

Другая часть масштабных приключений происходит в космосе. И вот здесь уже режиссёр, возможно, перегибает с фантазиями. Не стоит раскрывать спойлеры, но он перегружает сюжет историями вселенского масштаба, технологическими войнами в стиле «Матрицы», отсылками к «Космической одиссее 2001 года», «Армагеддону» и многим другим фильмам.

Возможно, части зрителей придётся по душе такое обилие визуальных эффектов и тем. Других оно утомит, поскольку даже хорошие актёры с какого‑то момента превратятся в простых статистов. Но точно можно сказать, что единственный шанс получить удовольствие от картины — посмотреть её на самом большом экране с громким звуком. В небольших залах и тем более дома все достоинства окончательно потеряются, а проблемы станут слишком заметны.

Кадр из фильма «Падение Луны»

Интересно, что Роланд Эммерих, когда‑то казавшийся одним из самых мейнстримных режиссёров, теперь выглядит ретроавтором. Сейчас уже мало кто снимает настолько прямолинейные картины с клишированными образами вместо живых героев и плоскими диалогами.

Возможно, в этом есть какая‑то ностальгическая прелесть «Падения Луны». Те, кто смотрел «День независимости» или «Армагеддон» Майкла Бэя в годы их выхода, словно вернутся на десятилетия назад и увидят настолько же наивную и недоработанную историю, которая должна радовать только экшеном и картинкой. С другой стороны, уже трудно воспринимать такие работы всерьёз. Даже в блокбастерах хочется видеть более логичный или хотя бы необычный сюжет, а не набор стереотипов.

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий

ИГРОСТРОЙ: ИТОГИ ЗА НЕДЕЛЮ | 06.02.2022

ИГРОСТРОЙ: ИТОГИ ЗА НЕДЕЛЮ | 06.02.2022

ЧЕМ МУЖСКАЯ МУДРОСТЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖЕНСКОЙ

ЧЕМ МУЖСКАЯ МУДРОСТЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖЕНСКОЙ